Ленинградская школа детской психиатрии

Ленинградская школа детской психиатрии С.С. Мнухина

Самуил Семенович Мнухин (биография):

История кафедры психиатрии ЛПМИ (СПбГПМУ):

Краткая история развития отделения детской психиатрии НИПНИ им. В.М. Бехтерева:

История кафедры психиатрии СПбГПМУ с 2009 года:

Фотоальбом:

 

История школы

В Ленинграде (Санкт-Петербурге) находилось и находятся сейчас два главных научных центра, представляющих школу детской и подростковой психиатрии С.С. Мнухина: отделение детской психиатрии Санкт-Петербургского (тогда — Ленинградского) научно- исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и кафедра психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (тогда — кафедра психиатрии Ленинградского педиатрического медицинского института; в ЛПМИ кафедра психиатрии разъединялась на две, затем снова объединялась и разъединялась, но по сути речь идет о едином коллективе, в основном представляющем школу профессора С.С. Мнухина). И конечно, Самуил Семенович Мнухин, считая, что надо идти в своей работе не от стола к больному, а от больного к столу, постоянно проводил большую консультативную работу. Так, он был постоянным консультантом в детской психиатрической больнице Ленинграда, а многие его ученики и последователи и работали как раз именно там (ныне это Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина, включающий в себя не только стационар, но и ряд амбулаторных и полустационарных детских психиатрических подразделений).

Следует отметить, что научные и практические интересы С.С. Мнухина распространялись не только на детей и подростков, но и на взрослых пациентов. Ряд работ Самуила Семеновича, а также его учеников и последователей посвящен проблемам общей психопатологии и взрослой частной психиатрии. Именно поэтому одной из клинических баз кафедры психиатрии ЛПМИ являлась (и является сейчас) психиатрическая больница № 3 им. И.И. Скворцова-Степанова, в которой долгие годы работали единомышленники С.С. Мнухина — взрослые психиатры. Думается, что психиатрическая школа, даже и детская, должна иметь свои теоретические представления и концептуальные воззрения, касающиеся общей психиатрии, это и делает эту школу монолитной и полноценной. Трудно, наверное, перечислить все психиатрические учреждения не только Ленинграда, но страны в целом, в которых работали ученики С.С. Мнухина (мы будем благодарны читателям, которые считают себя мнухинцами, и которые смогут дополнить наши знания в этой области). Достаточно, например, упомянуть Г.К. Ушакова, который после Великой отечественной войны долго работал на кафедре у Самуила Семеновича, а затем, уже в Москве, став профессором, возглавил кафедру психиатрии одного из ВУЗов. На сайте мы представляем на суд читателя краткую историю развития отделения детской психиатрии НИПНИ им. В.М. Бехтерева (прежде всего, на примере смены поколений руководителей), а история развития кафедры психиатрии ЛПМИ представлена одним из моих учителей Борисом Васильевичем Воронковым и моим товарищем и коллегой Северином Вячеславовичем Гречаным. Таким образом, мнухинская мысль доминировала в отделении детской психиатрии НИПНИ им. В.М. Бехтерева с 1927 года (начала зарождения научных воззрений школы) по 1953 год (до момента прихода в отделение детской психиатрии проф. Г.Б. Абрамовича) и с 2004 года по настоящее время, а на кафедре психиатрии ЛПМИ (СПБГПМУ) с 1942 года по настоящее время.

Мы понимаем, что детская психиатрия началась не с нас, но мы хотим быть достойными наших учителей.

С уважением, И.В. Макаров